Для чего нужно открывать ИП - насколько выгодно создавать ИП в 2024?
Ликвидируйте ООО онлайн — новый сервис

Зачем открывать ИП в 2024

Перед тем, как открыть собственный бизнес, многие задаются вопросами: нужна ли регистрация в налоговой? Стоит ли открывать ИП? Люди опасаются высокой налоговой нагрузки, проверок и штрафов госорганов.
Содержание:
  1. Что означает аббревиатура ИП
  2. Кто может стать ИП
  3. Нужно ли регистрироваться в налоговой для ведения бизнеса
  4. Как работать без открытия ИП
  5. Стоит ли регистрироваться как ИП
  6. Как зарегистрировать ИП

Опасаются, что в условиях высокой конкуренции дополнительная финансовая нагрузка в виде налогов и обязательных платежей приведет к банкротству. В этой статье мы расскажем, можно ли вести бизнес без статуса «индивидуальный предприниматель» и зачем вообще открывать ИП.

1. Что означает аббревиатура ИП

ИП расшифровывается «индивидуальный предприниматель». Это статус, который присваивается гражданину в момент регистрации в налоговой. Физлицо становится предпринимателем, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом.

Это самый простой способ ведения бизнеса, в отличие от ООО и других организаций. У ИП простая регистрация, минимум отчетности и льготное налогообложение. Стать предпринимателем можно в любое время, так же как и закрыть этот статус при желании. Впоследствии можно открывать ИП повторно, если не было банкротства и принудительной ликвидации.

2. Кто может стать ИП

Развитие бизнеса выгодно для государства. Это дает дополнительные рабочие места и пополняет бюджет налогами, а население получает новые товары и услуги. Именно поэтому процесс регистрации ИП максимально прост, получить его может практически любой гражданин РФ. Есть всего 3 требования, которые предъявляются к заявителю:

  • Дееспособность (ИП должен быть старше 18 лет, либо у него должна быть подтверждена дееспособность)
  • Регистрация на территории РФ
  • Отсутствие запретов суда на предпринимательскую деятельность.

Иностранные граждане также могут стать ИП на территории России, если легализуют свое пребывание в РФ.

По закону не запрещается совмещать работу и бизнес, если человек работает в найме. Он не обязан уведомлять руководство о своем дополнительном заработке. Исключение составляют государственные и муниципальные служащие. Разрешено регистрировать бизнес пенсионерам, инвалидам, мамам в декрете. Однако этим категориям не предоставляются какие-то особые льготы и поблажки от государства из-за их социального статуса.

3. Нужно ли регистрироваться в налоговой для ведения бизнеса

Отзывы в интернете о налоговых поборах и проверках пугают будущих предпринимателей. Они начинают задумываться, стоит ли открывать ИП. Зачем отдавать государству часть своего дохода?

Нужно понимать, что любая деятельность, которая приносит доход, по закону должна быть легализована. Если работать без регистрации, могут последовать санкции от государства:

  • Административный штраф в сумме 500-2000 руб. (ст. 14.1 КоАП),
  • Налоговый штраф 10% от полученного дохода, не менее 40 000 руб (ст. 116 НК),
  • Уголовное преследование и штраф до 300 000 руб., обязательные работы или арест до 6 мес.(по ст. 171 УК РФ).

Государственные органы отслеживают и наказывают бизнесменов, работающих нелегально, полагаться на «авось» не стоит. Кроме вышеперечисленных штрафов, за нелегальный бизнес могут насчитать НДС на все продажи по общей системе налогообложения, а также требование возместить страховые взносы, обязательные отчисления за весь период деятельности.

В итоге ответственность перед законом может вылиться в очень круглую сумму, поэтому так рисковать не стоит.

Простая регистрация бизнеса. Бесплатно.
С нашим автоматическим сервисом вы можете подготовить необходимые документы автоматически и сразу направить их в налоговую для регистрации. Это быстро, удобно и бесплатно. Если онлайн-подача не подходит, можно сохранить подготовленные документы на компьютер и подать самостоятельно.

4. Как работать без открытия ИП

Если бизнес совсем небольшой, есть вариант легализовать свои доходы, получив статус самозанятого. Для этого не придется регистрироваться в качестве ИП, платить страховые взносы в ПФР и ФФОМС, а также высокие налоги.

Самозанятые отчисляют в бюджет 4% со всех доходов, полученных от физических лиц, и 6% от сумм, поступивших от организаций и ИП.

Это официальная деятельность, налоги по ней выгоднее, чем у ИП, однако доступна она не всем. В качестве самозанятого могут работать граждане, соответствующие следующим требованиям:

  • Продают товары и услуги собственного производства,
  • Не выполняют работы по поручению с заключением трудового договора,
  • Нет наемных сотрудников,
  • Не попадают под ограничения по виду деятельности (они описаны в ФЗ №422 от 27.11.2018 г.).

Например, НПД могут использовать фрилансеры, визажисты, стилисты, грузоперевозчики, фотографы, косметологи, арендодатели жилых помещений и др.

5. Стоит ли регистрироваться как ИП

Деятельность в качестве ИП имеет как свои плюсы, так и минусы. Прежде чем принимать решение, нужно взвесить их все.

Можно выделить следующие преимущества ведения бизнеса в статусе ИП:

  • Легальный статус. Не нужно переживать по поводу проверок, штрафов. Можно проводить безналичные платежи, не опасаясь блокировки счета по “антиотмывочному” закону.
  • Возможность заключать договоры с контрагентами. В статусе физ.лица гражданин вправе заключать только гражданско-правовые договоры и оказывать разовые услуги. В статусе ИП можно сотрудничать с крупными партнерами, юр.лицами и другими ИП, получать крупные корпоративные заказы.
  • Режим налогообложения. ИП может применять льготные режимы.
  • Господдержка. ИП может претендовать на льготный кредит, налоговые каникулы, гранты, субсидии от государства и пр.
  • Страховой стаж. ИП обязан платить взносы в ПФР, поэтому у него идет накопление пенсионного страхового стажа.
  • Гарантии. ИП могут давать гарантии потребителям своих товаров и услуг в соответствии с ЗоЗПП. Физ.лица обеспечить такую гарантию не могут.

Недостатки статуса ИП:

  • Страховые и пенсионные взносы ИП обязан оплачивать самостоятельно. Нет работодателя, который сделал бы это за вас. Если просрочить оплату, пойдут пени, а потом долги взыщут через судебных приставов.
  • Маленькая пенсия. Несмотря на то, что ИП регулярно платят страховые взносы, их отчисления небольшие, поэтому рассчитывать на высокую пенсию в будущем нельзя. Тем не менее начисляется страховой стаж.
  • Ответственность за качество продукции. ИП несут ответственность за качество предоставляемых ими товаров и услуг, для них штрафы за нарушения выше, чем у физ.лиц.
  • Ограничения по видам бизнеса. ИП запрещено вести некоторые виды деятельности. Например, продавать алкоголь, оказывать банковские и страховые услуги, производить лекарства и др. Для таких видов деятельности необходима более сложная организационная форма, к примеру, ООО.
  • Продажа бизнеса. ИП невозможно продать, передать наследникам или разделить с партнером.
  • Ответственность по долгам. ИП отвечает всем своим имуществом за долги в бизнесе. Даже после закрытия он обязан будет все оплатить.
Простая регистрация бизнеса. Бесплатно.
С нашим автоматическим сервисом вы можете подготовить необходимые документы автоматически и сразу направить их в налоговую для регистрации. Это быстро, удобно и бесплатно. Если онлайн-подача не подходит, можно сохранить подготовленные документы на компьютер и подать самостоятельно.

6. Как зарегистрировать ИП

Выше мы разобрали плюсы и минусы статуса ИП, если вы уверены, что стать индивидуальным предпринимателем — это ваша цель, тогда читайте, как сделать это быстро и с минимальными вложениями.

Прежде всего, нужно найти свою инспекцию по прописке. ИП возможно зарегистрировать только в той инспекции, к которой относится адрес регистрации гражданина в паспорте. При этом можно работать как ИП в Краснодаре, но быть зарегистрированным в Вологде, в соответствии со штампом в паспорте.

Найти адрес своей регистрирующей инспекции можно с помощью сайта ФНС. После этого нужно выбрать коды, по которым будет вестись деятельность, в справочнике ОКВЭД.

У ИП должен быть один основной код, по которому будет идти максимальный доход и сколько угодно дополнительных. Не рекомендуем писать очень много кодов, это привлечет ненужный интерес со стороны налоговой. Лучше выбрать группы кодов, состоящие из 4-х цифр, так вы максимально расширите виды возможной деятельности. Коды ОКВЭД нужно указать в заявлении на регистрацию.

Чтобы встать на учет как ИП, выполните следующие действия:

  1. Подготовьте комплект документов. Основные документы — заявление Р21001 и паспорт. Если решили применять «упрощенку», можно сразу же приложить уведомление об УСН. Дополнительно может потребоваться справка о несудимости (для деятельности, связанной с несовершеннолетними или соц. работы).
  2. Выберите способ подачи документов. Здесь можно сэкономить. Если направить документы электронно, госпошлину платить не надо. Так работают онлайн-сервис Ак Барс Банка, МФЦ, нотариус. В МФЦ ничего доплачивать не нужно, нотариусу придется заплатить, а онлайн-сервис Ак Барс Банка сам и документы заполнит, и сразу направит их онлайн в ФНС. Также можно подавать документы лично в нужную инспекцию, но тогда в список документов включается квитанция на оплату госпошлины в сумме 800 руб.
  3. Подайте документы и дождитесь решения. По закону налоговая регистрирует ИП в течение 3 дней. После этого вам пришлют уведомление о рассмотрении заявления на электронную почту (ее нужно указать на последней странице формы Р21001). Чтобы получить документы в бумажном виде в месте подачи, об этом необходимо поставить отметку в заявлении.

После регистрации запись об ИП внесут в госреестр ЕГРИП. Лучше сразу же заказать онлайн-выписку и проверить данные. Если в них обнаружится ошибка или будет пропущен дополнительный код ОКВЭД, можно подать заявление на изменение данных. Платить повторно пошлину не надо.