Как получить ЭЦП для ИП в налоговой
Ликвидируйте ООО онлайн — новый сервис

ЭЦП для ИП

Уже много лет предпринимателям доступно использование удобного инструмента - электронной цифровой подписи. УКЭП, ЭЦП, КЭП - это обозначения усиленной квалифицированной подписи, которую можно использовать в рабочих процессах для дистанционного оформления документов.
Содержание
  1. Что дает оформление ЭЦП предпринимателю
  2. Как получить ЭЦП для ИП бесплатно
    1. Подача заявления онлайн
    2. Личное обращение в ФНС
  3. Зачем необходимы токен и КриптоПро
  4. Цена ЭЦП для ИП в налоговой
  5. Срок выдачи ЭЦП для ИП в ФНС
  6. Период действия цифровой подписи

ЭЦП для ИП - это персональный цифровой код, позволяющий подтвердить личность и зафиксировать факт подписания документа с обозначением даты и времени. УКЭП является полноценным аналогом личной подписи и гарантирует равную юридическую силу документов с бумагами, подписанными от руки.

В 2022 году ЭЦП для ИП предоставляется налоговой службой бесплатно. Рассмотрим подробнее этот процесс и особенности.

Что дает оформление ЭЦП предпринимателю

Решение оформить ЭЦП для ИП позволит существенно сэкономить время в деловых процессах. Особенно заметны преимущества электронной подписи оказались в период ограничений по коронавирусу: предприниматели с ЭЦП своевременно сдавали налоговую отчетность без посещения ИФНС, им не приходилось отказываться от контрактов из-за невозможности лично встретиться с партнерами.

С 2022 года ЭЦП для ИП выдается бесплатно, для налоговой - это способ поддержать предпринимателей в сложный период. Еще одно преимущество - теперь подпись универсальна: вы можете пользоваться ей не только в рабочих, но и в личных интересах. Например, использовать УКЭП можно:

  • Для подачи электронных заявок на получение государственных и муниципальных услуг
  • Для регистрации сделок с недвижимостью
  • Для подачи отчетности в контролирующие органы, в налоговую, фонды
  • Для ведения документооборота с внешними партнерами и внутри организации
  • При внесении изменений в ЕГРИП. Подготовить заявление Р21001 вы можете бесплатно на нашем онлайн-сервисе, далее мы поможем направить его в налоговую по вашей ЭЦП
  • Для оформления трудовых контрактов с удаленными работниками
  • Для личных целей

Любая предпринимательская деятельность тесно связана с документооборотом, занимающим немалую часть времени. Поэтому получить ЭЦП для ИП стоит, к тому же - услуга является бесплатной.

2. Как получить ЭЦП для ИП бесплатно

Получить ЭЦП для ИП в налоговой совсем не сложно. Документы можно подать лично или онлайн, а процесс выдачи сертификата одинаков для обоих вариантов.

Порядок действий ИП:

  1. Приобретение токена
  2. Подача документов лично или онлайн
  3. Предоставление токена в ФНС для записи сертификата цифровой подписи

Далее рассмотрим подробнее особенности каждого из вариантов подачи документов.

2.1 Подача заявления онлайн

Подать заявление на получение бесплатной ЭЦП для ИП для налоговой можно онлайн. Оно формируется в личном кабинете ИП на сайте налоговой службы: вы выбираете тип документа, а данные переносятся из учетной записи автоматически. Остается сверить информацию и нажать кнопку “Отправить”.

Далее, в том же личном кабинете, нужно записаться на прием в инспекцию, выбрав подходящий день и время. С собой на встречу нужно взять токен, гражданский паспорт и СНИЛС.

Особенность:выдача УКЭП доступна не во всех ИФНС! Уточните по телефону заранее, где получить ЭЦП для ИП. Как правило, такие полномочия имеет только одна инспекция в городе.

2.2 Личное обращение в ФНС

Обратиться за получением ЭЦП также можно лично. Заранее запишитесь на прием в подразделение ИФНС, предоставляющее услугу выдачи УКЭП.

Подготовьте для встречи с инспектором:

  1. Распечатанное заявление (есть на сайте ФНС, заполнить можно заранее или в инспекции)
  2. Гражданский паспорт, СНИЛС
  3. Токен для записи сертификата ЭЦП
Особенность:налоговая предоставляет сертификаты ЭЦП предпринимателям только лично. Выдача по доверенности не возможна. Также, ИП не может подать заявление на выпуск бесплатной подписи для своих сотрудников. Физических лиц обслуживают коммерческие центры, в которые они также должны обратиться самостоятельно.

3. Зачем необходимы токен и КриптоПро

Налоговая служба формирует самое важное - сертификат ЭЦП, но его недостаточно для работы с подписью. Во-первых, сертификат должен записываться только на безопасный носитель - токен, во-вторых - компьютер пользователя должен быть защищен криптопрограммой. Это значит, что для использования подписи вам потребуется:

  1. Токен стандарта ESMART, Рутокен или JaCarta от сертифицированного продавца. Купить можно в удостоверяющем центре, в магазинах производителей или заказать через интернет-магазин. Чтобы убедиться в безопасности покупки, проверьте наличие сертификации ФСТЭК или ФСБ у магазина.
  2. Программа КриптоПро CSP. Скачайте ее на компьютер, на котором будете работать с документами. Первые 90 дней программой можно пользоваться бесплатно, а по истечении срока демоверсии придется оплатить лицензию.

Подготовив все необходимое, вы сможете подписывать документы своей ЭЦП. Для этого токен вставляется в компьютер, документ загружается в программу и выбирается необходимый сертификат на токене. Далее пользователь нажимает кнопку “Подписать” и отправляет документ адресату.

Цена ЭЦП для ИП в налоговой

Федеральная налоговая служба выдает сертификат ЭЦП для ИП бесплатно. Но, есть дополнительные расходы, без которых невозможно использование ЭЦП для ИП. Цена зависит от выбранного токена и срока лицензии криптопрограммы:

  • Токен стоит на текущий момент около 1500 рублей
  • Лицензия на КриптоПро CSP - 1350 рублей на год или 2700 рублей без ограничения срока

Данные компоненты налоговая не продает: ИП приобретает токен и лицензию самостоятельно.

Обращаем ваше внимание:лицензия на КриптоПро работает только на одном компьютере! Если вам необходимо использовать ЭЦП на двух устройствах - на каждое из них придется покупать отдельную лицензию.

5. Срок выдачи ЭЦП для ИП в ФНС

Ограничений по максимальному сроку выдачи ЭЦП в налоговой нет. Обычно ИП получают сертификат уже в день обращения, но иногда процесс затягивается из-за высокой загруженности подразделения обращениями клиентов.

6. Период действия цифровой подписи

Новые унифицированные подписи, которые выдаются с 01.01.2022 г., действуют 15 месяцев. Раньше сертификаты предоставлялись на год. С теми подписями, которые предприниматели получали до 2022 года, можно работать до окончания периода действия, а потом продлить бесплатно через налоговую.