Как гражданину Армении открыть ИП в России в 2024?

Открытие ИП гражданину Армении в России

Открыть ИП в РФ могут не только россияне, но и граждане других государств.
Содержание:
  1. Инструкция, как открыть ИП гражданину Армении
    1. РВП или ВНЖ
    2. Выбор системы налогообложения
    3. Документы на открытие ИП гражданину Армении
    4. Когда не нужно платить госпошлину
    5. Подача документов
    6. Результаты
  2. Почему налоговая отказывает в регистрации ИП
  3. Какие основные ошибки встречаются в заявлении

В целом, процесс регистрации такой же, но есть ряд требований, которые необходимо соблюдать. Рассмотрим, как открыть ИП на примере гражданина Армении.

1. Инструкция, как открыть ИП гражданину Армении

Зарегистрировать свой бизнес на территории РФ иностранный гражданин может при условии, что он сам легально пребывает в России. Необходимо получить разрешение на временное пребывание или вид на жительство.

После этого нужно собрать пакет документов, выбрать налоговый режим и коды деятельности и подать заявление на регистрацию в ФНС по месту регистрации иностранца либо использовать другой способ подачи.

Разберем все эти пункты поочередно.

1.1 РВП или ВНЖ

Открыть ИП гражданину Армении разрешат, только если у него есть законные основания для нахождения на территории России. Это правило регулируется ФЗ №115 от 25.07.02 и №115 от 08.08.01. Разрешено оформлять один из двух документов:

  • РВП или разрешение на временное пребывание выдается на срок не более 3 лет, ставится отметка в паспорт,
  • ВНЖ — вид на жительство, можно получить не раньше, чем через 8 месяцев пребывания в РФ и не позднее, чем за 4 мес. до окончания срока действия РВП, граждане Армении получают ВНЖ бессрочно.

После оформления одного из этих документов гражданин Армении будет легализован в РФ и сможет регистрироваться в ФНС, получать медпомощь, образование и т.д.

1.2 Выбор системы налогообложения

ИП могут применять 5 налоговых режимов:

  • ОСН (общая система) ставится всем по умолчанию,
  • УСН («упрощенка») для перехода надо подать заявление при регистрации ИП либо в течение 30 дней с момента постановки на учет, если этого не сделать, режим будет недоступен до следующего года,
  • ЕСХН (сельскохозяйственный режим) — оформляется аналогично как УСН,
  • ПСН (патент) — можно перейти, подав заявление за 10 дней до начала деятельности по патенту и оплатив взнос,
  • НПД — налог на профессиональный доход, применяется с ограничениями.

Также есть еще режим «самозанятый», работающий по НПД, на нем не нужно регистрировать ИП, он оформляется отдельно. Ранее был еще ЕНВД, с 2021 г его отменили.

Общий режим подходит крупным компаниям, сложная система налогообложения, надо оплачивать налог на прибыль, НДС, НДФЛ, налог на имущество. Может использовать любой ИП или ООО.

УСН подходит для малого бизнеса с доходом менее 150 млн руб. в год. Количество работников разрешено до 100 чел, если больше сотрудников — повысится ставка. Здесь есть 2 варианта оплаты налогов:

  • Доходы — 6%
  • Доходы минус расходы — 15%.

ЕСХН используют те, кто занимается сельским хозяйством, там могут быть льготные налоговые ставки.

Патент подходит ИП, оказывающим услуги, с небольшим магазином, кафе и пр. Необходимо оплатить патент, сумму рассчитают исходя из показателей ИП (место нахождения точки, число работников и пр.). Он приобретается на 1 год, число сотрудников до 15 чел, оборот не более 60 млн руб. в год. По патенту можно работать не всем ИП, а только тем, у кого выбраны соответствующие коды деятельности.

Кроме налогов, на любом режиме, кроме самозанятости, ИП в обязательном порядке постоянно оплачивает страховые взносы в ПФР и ФФОМС, а также отчисления за работников, если они есть.

Рекомендуем выбрать налоговый режим до подачи документов на регистрацию. Если вы этого не сделаете, можно будет направить дополнительно заявление о переходе на УСН или ЕСХН в течение 30 дней, после этого срока будет автоматически применяться общая система налогообложения, которая для большинства небольших ИП невыгодна.

Также до подачи заявления надо выбрать коды ОКВЭД. Это виды деятельности, которыми будет заниматься ваша фирма. Один из них должен быть основным, это тот, что будет приносить наибольший доход. Также разрешено выбрать дополнительные коды. Советуем брать коды из 4 цифр, так вы охватите максимальные возможности деятельности. Единственное ограничение есть по кодам, на которые обязательно получение лицензии. Их в заявлении необходимо прописать полностью.

1.3 Документы на открытие ИП гражданину Армении

Для того чтобы ФНС зарегистрировала армянина в качестве ИП, он должен подготовить и предоставить следующие документы:

  • Заявление по форме Р21001, оригинал,
  • РВП или ВНЖ,
  • Документ с адресом прописки в РФ,
  • Документ об отсутствии (или наличии) судимости (если он нужен),
  • Удостоверение личности (паспорт Армении, возможно свидетельство о рождении), к ним прилагается перевод на русский язык в копии, заверенной нотариусом,
  • Чек об уплате госпошлины 800 руб. (оплачивать не надо, если подать документы через интернет)
Важно! Все документы на армянском языке должны быть с переводом на русский, делается копия перевода и заверяется у нотариуса.

Справку об отсутствии судимости требуют, если ИП собирается работать с несовершеннолетними или заниматься социальной работой.

Если у заявителя-армянина нет ИНН, поле в заявлении оставляют пустым, налоговая выдаст его при регистрации ИП.

С собой на регистрацию ИП нужно взять как оригиналы документов, так и копии. Сотрудник проверит все, заберет копии, а оригиналы вернет.

1.4 Когда не нужно платить госпошлину

Госпошлину придется оплатить, если документы подаются напрямую в налоговую при личном посещении. Можно отправить их в электронном виде, тогда ее не придется платить:

  • Через нотариуса,
  • В МФЦ с электронным документооборотом,
  • Онлайн на сайте ФНС.

Пошлину можно оплатить в любом банке, на Почте России или прямо в инспекции в терминале.

Простая регистрация бизнеса. Бесплатно.
С нашим онлайн-сервисом вы можете подготовить необходимые документы автоматически. Сервис учтет все новые требования ФНС. Это быстро, удобно и бесплатно. Вы сможете сохранить подготовленные документы на компьютер и подать самостоятельно.

1.5 Подача документов

Полный пакет документов нужно направить в ФНС любым удобным способом:

  • Лично в инспекцию
  • Онлайн, если есть квалифицированная электронная подпись
  • В МФЦ по электронному документообороту
  • У нотариуса, он сам отправит документы со своей электронной подписью
Важно! Если подавать лично в инспекцию, нужно обращаться в ту, к которой относитесь по регистрации. Если оплатить пошлину и обратиться в «неправильную» инспекцию, в регистрации ИП откажут.

МФЦ примет документы независимо от прописки. Можно записаться на прием заранее на их сайте или по телефону.

1.6 Результаты

Налоговая осуществляет регистрацию ИП за 3 дня с даты поступления документов к ним. Результаты пришлют в письме на электронную почту, ее необходимо указать в заявлении. Лучше использовать адрес на российском домене.

Также ФНС может прислать отказ в регистрации с объяснением причин.

2. Почему налоговая отказывает в регистрации ИП

Чаще всего отказ следует по следующим причинам:

  • Заявление заполнено неправильно, есть ошибки, опечатки,
  • Не хватает документов,
  • Документы подали не в ту инспекцию,
  • Армянин ранее уже оформил ИП,
  • Было банкротство и с этого времени еще не прошел год.

В течение 3 месяцев можно исправить недочеты и подать заявление повторно. Тогда не придется платить госпошлину.

Если вы не согласны с отказом, его можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев.

3. Какие основные ошибки встречаются в заявлении

При заполнении формы Р21001 заявители чаще всего допускают следующие ошибки:

  • Неправильный код ОКВЭД или его нельзя использовать ИП
  • Заявление заполнено не тем шрифтом (можно использовать только Courier New, размер 18)
  • В заполненном вручную заявлении есть ошибки, помарки, исправления, буквы написаны прописью, не помещаются в клетки
  • Документы направили в инспекцию, не соответствующую адресу прописки заявителя
  • Нет РВП или ВНЖ, вместо них миграционная карта
  • Подпись проставлена заранее (расписаться надо в присутствии сотрудника налоговой, МФЦ или нотариуса)

Если устранить все эти недочеты и направить документы повторно, проблем с регистрацией возникнуть не должно.