Как гражданам Таджикистана открыть ИП в России в 2024
Это выгодно государству, поскольку оно получает дополнительные рабочие места и налоги, а жители страны — продукты и услуги. В этой статье рассмотрим, как открыть ИП гражданину Таджикистана и какие условия при этом необходимо выполнить.
1. Можно ли таджику зарегистрироваться как ИП в РФ
В целом, регистрация ИП гражданину Таджикистана в России разрешается, правила подачи документов в налоговую такие же, как и для россиян, но есть некоторые отличия по комплекту документов.
Законодательно порядок регистрации ИП иностранными гражданами регламентируют следующие Федеральные законы:
- ФЗ №115 от 25.07.2002,
- ФЗ №129 от 08.08.2001, описывающий порядок государственной регистрации
ФЗ 115 наделяет равными правами при оформлении ИП граждан РФ и иностранцев. В ФЗ 129 описывается правила и порядок госрегистрации.
Заявитель, желающий оформить ИП, должен соответствовать двум обязательным условиям:
- Возраст не менее 18 лет,
- Законное пребывание на территории РФ.
Это касается не только иностранцев, но и лиц без гражданства.
2. Как подготовить документы для регистрации ИП
Для того чтобы не было отказов налоговой в регистрации ИП, необходимо соблюсти следующие условия:
- Пройти регистрацию в миграционном отделе и получить разрешение на временное проживание на территории России;
- Оформить прописку, временно или постоянно, данный адрес определит, в какую налоговую инспекцию нужно обратиться для регистрации ИП;
- Еесли планируете заниматься оказанием социальных услуг или работать с несовершеннолетними, нужна будет справка об отсутствии судимости, ее нужно запрашивать через консульство и это займет некоторое время;
- Подготовить перевод документов, удостоверяющих личность, на русский язык, это паспорт и в некоторых случаях свидетельство о рождении, копии переводов нужно заверить у нотариуса;
- Собрать другие обязательные документы по списку.
Именно это вызывает больше всего вопросов при регистрации ИП гражданами Таджикистана в России.
Кроме того, до подачи документов в ФНС нужно решить следующие вопросы касаемо деятельности будущего ИП:
- Выбрать нужные коды ОКВЭД. Каждый вид предпринимательской деятельности в России имеет свой экономический код. Все эти коды собраны в общий классификатор ОКВЭД-2. До регистрации в налоговой как ИП надо выбрать одну основную деятельность, которая будет приносить наибольший доход, и, при желании, дополнительные. Можно выбирать несколько кодов, удобно указать группы, состоящие из 4-х цифр, так вы задействуете больше возможностей для бизнеса. Ограничения есть только для тех видов, по которым обязательно надо получить лицензию, для них указывается полный код из 6 цифр. Обратите внимание на ограничения по выбранным кодам: ИП можно осуществлять не все виды деятельности, некоторые разрешены только для организаций, либо может требоваться оформление лицензии или определенного налогового режима.
- Подобрать систему налогообложения. В РФ для ИП есть 5 налоговых режима: малому бизнесу лучше всего подойдёт патент или “упрощенка”, для крупных организаций - общий режим (ОСНО), для сельскохозяйственного бизнеса - ЕСХН, для оказания услуг — НПД, кроме того, можно зарегистрироваться как “самозанятый”, не открывая ИП, но там есть некоторые ограничения.
Изучение этих нюансов и выбор могут занять некоторое время, поэтому лучше заняться этим до подачи документов в налоговую.
3. Необходимые документы для открытия ИП гражданам из Таджикистана
Чтобы открыть ИП гражданам Таджикистана, потребуется подготовить полный пакет документов. Ранее мы уже указали некоторые из них, которые необходимо приготовить заранее, а теперь составим полный список. Регистрация ИП гражданину Таджикистана в России может быть осуществлена при наличии следующих документов:
- Удостоверение личности, нужны с собой оригинал и копия, а также заверенный у нотариуса перевод
- РВН или ВНЖ
- Подтверждение российской прописки
- Квитанция об оплате госпошлины в размере 800 руб (нужна при подаче в налоговую. Если отправить документы в электронном виде, платить ее не нужно)
- Заявление на регистрацию ИП, используется форма Р21001 (ее можно заполнять от руки или на компьютере, совмещать эти два варианта нельзя, при заполнении вручную используются только печатные буквы, а на компьютере только шрифт Courier New, 18 р-ра, каждый символ указывается в отдельной клетке, расписываться в заявлении нужно только в присутствии инспектора)
- Заявление о переходе на упрощенку. Если нужен этот режим, важно не пропустить срок. Подать заявление о выборе УСН можно либо при регистрации, либо в течение 30 дней, после того как зарегистрируют ИП (если опоздать, изменить можно будет только со следующего года), поэтому лучше подготовить и сдать этот документ сразу
- Справка об отсутствии судимостей (если она требуется, см.выше)
После того как будут собраны все документы, можно направить их на регистрацию удобным способом.
4. Как таджику подать документы на открытие ИП в ФНС
Самый распространенный вариант - распечатать документы, лично прийти в нужную инспекцию и отдать комплект налоговому инспектору. Можно так действовать, но это не самый выгодный способ.
Собрали для вас плюсы и минусы:
Личная подача документов в налоговую инспекцию
- Инспектор проверит правильность заполнения формы Р21001, весь ли пакет документов собран.
- Обязательна оплата госпошлины 800 руб.
- В инспекции могут быть очереди, время на ожидание
- Необходимо обращаться только в ту инспекцию, к которой относится адрес прописки в РФ, в другой вам откажут
- Ограничен график приема
Есть другие способы подачи документов, которые могут оказаться более удобными.
В каждом городе есть отделение МФЦ, одно или несколько. Многофункциональный центр - это государственный орган, в который можно подавать документы для оформления прописки, ВНЖ, собственности на недвижимость, регистрации ИП и др. МФЦ служат посредниками между гражданами-заявителями и гос. органами, они отправляют документы в нужные ведомства.
Подача документов через МФЦ
- Не надо платить госпошлину (если МФЦ работает с электронными документами).
- Можно записаться заранее и прийти к назначенному времени без очереди
- Можно прийти в любой центр, необязательно по прописке
- Работают целый день, а некоторые и по выходным
- Специалист некомпетентен дать оценку правильности собранных и заполненных документов, он только примет их, даже с ошибками
Также удобно подать документы через нотариуса, поскольку обращаться к нему придется в любом случае, чтобы заверить переводы и копии. Нотариус отправляет документы в ФНС, заверив их своей ЭЦП.
Подача документов через нотариуса
- Не платится госпошлина
- Можно записаться на прием и не ждать в очереди
- Можно обратиться к ближайшему нотариусу, необязательно по прописке
- Можно одновременно заверить документы и сделать регистрацию ИП
- Услуги нотариуса платные
Также можно зарегистрировать ИП через интернет. Для этого понадобится личный кабинет на сайте ФНС или Госуслугах (его нужно создать, зарегистрироваться и подтвердить заранее). При этом обязательно потребуется личная квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Подача документов онлайн
- Не платится пошлина
- Документы подаются моментально
- Документы можно подать, не выходя из дома
- Следить за статусом обращения можно в личном кабинете
- Нет ограничений по времени, можно отправить документы и ночью
- Нужна КЭП
Основываясь на этих плюсах и минусах, вам нужно выбрать самый удобный для себя вариант.
5. Как узнать результаты по заявлению
Через 3 рабочих дня после получения документов, налоговая высылает результаты письмом на электронную почту, указанную в заявлении. Если регистрация прошла, запись об ИП вносится в реестр ЕГРИП. После этого можно начинать развивать свой бизнес.
В случаях, когда ФНС отказывает в регистрации, высылают отказ с объяснением причин. Обычно это происходит из-за следующих ошибок:
- В комплекте были не все документы из обязательного списка
- Неправильно заполнено заявление, есть ошибки или исправления
- Гражданин Таджикистана ранее уже зарегистрировался как ИП в России
- Оформлялось банкротство менее года назад
- Документы поданы не в ту инспекцию
- Есть нарушения в нотариальном оформлении (не заверен перевод и т.д.)
Можно исправить ошибки и направить документы снова. Также отказ ФНС можно оспорить в вышестоящих налоговых органах, если вы уверены, что он неправомерен, а если это не поможет, то обратиться в суд.