Как открыть ИП пенсионеру в 2024 г.
Но, перед принятием важного решения, изучите плюсы и минусы открытия ИП пенсионерами, которые мы рассмотрим в данной статье.
1. Можно ли пенсионеру открыть ИП
После окончания трудовой карьеры, граждане выходят на пенсию и получают денежное довольствие от государства в комплексе с массой свободного времени. Многих не устраивает новый доход, поэтому пенсионеры продолжают работать или ищут новые пути для заработка. Нередко появляется вопрос – можно ли открыть ИП на пенсии?
Обращаясь к закону, мы не увидим никаких препятствий в виде возраста или наличия государственной выплаты. Не могут заниматься бизнесом только те пенсионеры, которым это запрещено по решению суда. Также, одним из ограничений указана дееспособность, но это условие обычно применяется к нижней границе возрастной планки, ограничивая регистрацию юных ИП до 18-ти. Полный список запрещающих условий указан в Федеральном Законе №129, и пенсионный возраст в этот перечень не входит. А значит, ответ на вопрос “можно ли пенсионеру открыть ИП” - утвердительный. Если вы - в здравом уме и изъявляете желание встать на учет, как ИП - это ваше законное право.
2. Налоги и страховые взносы для пенсионеров
Пенсионеры могут пользоваться правом на собственный бизнес вне зависимости, работающие они, или получают только пенсионные выплаты. Однако очень интересен вопрос - а есть ли льготы? Например, нужно ли уплачивать страховые взносы в ПФР, ведь пенсия уже сформирована?
Льготы для пенсионеров-ИП не предусмотрены.
Пенсионеры, идущие в бизнес, равноценны в правах с остальными предпринимателями и не имеют никаких отдельных послаблений. Даже если пенсионный стаж уже накоплен в достаточном объеме, страховые взносы придется отчислять, как все.
Обращаем внимание, что обязанность уплаты таких отчислений не прекращается, даже если вы полностью останавливаете деятельность (например, болеете и не занимаетесь бизнесом некоторое время). Поэтому, если в бизнесе планируется большой перерыв, проще ликвидировать ИП, а после восстановления - открыть ИП снова. Ограничений на количество регистраций нет.
Таким образом, делаем выводы:
- У пенсионеров нет никаких льгот в бизнесе
- Права пенсионеров равны правам остальных предпринимателей
- Страховые отчисления платить нужно
Возможно, у вас появится вопрос - а куда же пойдут вновь оплаченные взносы в ПФР? Минфин разъяснил, что новые отчисления учитываются в формировании следующих выплат, значит - в следующем году пенсия будет увеличена. Однако есть нюанс с потерей индексации, о котором мы обязательно расскажем в следующих пунктах.
3. Как изменится пенсия, если пенсионер открыл ИП
Основной страх пенсионеров, принимающих решение заняться бизнесом - лишиться того минимального дохода, который он заработал за свой трудовой стаж - пенсии. Поэтому, вопрос, как изменится пенсия, если пенсионер открыл ИП, так важен и актуален. И здесь действительно есть нюансы. Часть надбавок к пенсии ИП теряют.
Первая потеря - это индексация. Неработающим на пенсии государство каждый год поднимает выплаты, опираясь на уровень инфляции. Однако это условие не касается работающих пенсионеров и предпринимателей.
ИП-пенсионеры теряют право на индексацию пенсии!
Если взять во внимание уровень последних индексаций в 2022 году, то потеря получается весомая. Тем не менее в случае ликвидации ИП, данная надбавка снова будет начисляться с перерасчетом за тот период, когда пенсионер вел коммерческую деятельность. То есть, после завершения карьеры в бизнесе, выплаты будут такими же, как если бы этого периода не было.
Но, это еще не все потери.
Пенсионерам-ИП не выплачивают региональные надбавки.
Граждане, у которых размер накопленной пенсии не доходит до прожиточного минимума в регионе, получают соответствующую надбавку. Если сумма за годы стажа оказывается меньше установленной суммы, государство назначает надбавку. Оформляя ИП, на эту надбавку вы можете не рассчитывать.
4. Как зарегистрировать ИП пенсионеру в 2024 году : инструкция
Оформить ИП в 2024 году не трудно. Мы подготовили пошаговую инструкцию, которая поможет зарегистрироваться без проблем и расходов.
Шаг 1: Подготовка документов
Подготовительный этап включает ряд моментов, определиться с которыми необходимо еще до подготовки документов.
Узнать, в какой ИФНС в вашем регионе происходит государственная регистрация ИП. Не все отделения занимаются постановкой на учет. Как правило, регистрирующий орган всего один на город или регион. Регистрирующая ИФНС подбирается по прописке предпринимателя. Определить свою можно, используя специальный сервис ФНС. На нем вы узнаете наименование и реквизиты налогового органа, по которым впоследствии будут производиться оплаты (госпошлина, налоги, взносы).
Определиться со способом подачи документов. От этого решения зависит необходимость уплаты государственной пошлины. В 2024 году при электронной подаче документов платить ее не нужно, а при подаче бумажных аналогов - заранее оплачивается пошлина в размере 800 рублей.
Выбрать подходящие ОКВЭДы. В заявлении на открытие ИП потребуется указать коды экономической деятельности, которой вы планируете заниматься. В выборе стоит быть внимательным: некоторые ОКВЭДы могут потребовать лицензирования, получения специального разрешения или заказа справки об отсутствии судимости. Количество ОКВЭД не ограничено, но выбирать все подряд тоже не следует, чтобы не привлечь лишнее внимание ФНС и не запутаться в отчетах.
Определиться с налоговым режимом. Для начинающих ИП наиболее выгодны льготные тарифы: “упрощенка” или патент. Обратите внимание: при выборе УСН, подать уведомление о использовании упрощенки необходимо в течение 30 дней после регистрации: не пропустите этот срок, так как следующая возможность откроется лишь с нового календарного года.
Для постановки на учет будущему ИП потребуется стандартный бланк заявления Р21001. Заполнить форму можно как от руки, так и в электронном формате. Пенсионер должен написать в нем личные данные, адрес, указать вид деятельности и контакты.
При подготовке формы Р21001 обратите внимание на такие моменты:
- Следуйте требованиям машиночитаемости документов (только темные чернила или печатный текст черного цвета, заполнение клеток только одним символом, верные сокращения, заглавные буквы или шрифт courier new).
- Основным ОКВЭД укажите деятельность, от которой планируете получить больше всего дохода.
- Указывайте актуальный e-mail, поскольку на него придет уведомление о постановке на учет - ваш лист записи ЕГРИП.
- Не подписывайте форму заранее! Подпись нужно поставить в присутствии сотрудника налоговой, МФЦ или нотариуса. При онлайн подаче, ручная подпись заменяется электронной.
Шаг 2: Оплата пошлины
В 2024 году у будущих бизнесменов есть возможность подать документы без уплаты государственной пошлины. Для этого, заявление должно направляться в электронной форме. Если же вам ближе личный визит в налоговую или отправка документов почтой - придется заплатить 800 рублей.
Квитанцию можно сформировать с помощью специального сервиса ФНС или получить бесплатно с пакетом документов, который подготовит наш сервис. Платеж производится через почтовые или банковские отделения, также можно оплатить в своем интернет-банке или на Госуслугах. Квитанцию на всякий случай рекомендуется сохранять, хотя ее предъявление и не является обязательным.
Шаг 3: Подача документов на регистрацию
Сегодня перечень способов подачи документов достаточно много: каждый может выбрать наиболее комфортный вариант:
- Непосредственно в налоговую. Способ традиционный, имеет и плюсы, и минусы. Плюс один - инспектор может проверить правильность оформления документов при их приемке и сразу указать на ошибки. Минусов больше: нужно платить пошлину, стоять в очередях и подстраиваться под график работы отделения, нельзя принести документы на флэшке. Часто регистрирующая ИФНС расположена неудобно и приходится ехать в другой город.
- В центрах МФЦ. Таких центров много и в них всегда очереди, однако сдать документы можно без госпошлины: сотрудники переводят данные с бумаги в электронный вид самостоятельно.
- У нотариуса. Существует платная нотариальная услуга, в рамках которой документы направляются онлайн с использованием ЭЦП нотариуса. Это удобно, но затратно. К тому же, запись также осуществляется по очереди.
- Онлайн в ФНС. Способ актуален только для тех, у кого есть цифровая подпись и все для работы с ней (программа обмена документами, криптозащита).
- Онлайн с нашим сервисом. Это быстро и бесплатно. Сервис сам готовит нужные документы и подает в ФНС. Дополнительное преимущество - ускоренная регистрация за сутки.
Шаг 4: Получение подтверждения
Стандартный период обработки формы Р21001 составляет 3 рабочих дня, а при онлайн-подаче сокращается до суток. В результате на почту предпринимателя приходит лист записи ЕГРИП (выдается вместо свидетельства) или уведомление об отказе с причиной (если налоговая не приняла заявление).
Если в регистрации ИП отказано, то необходимо ознакомиться с причиной и понять - можете ли вы ее исправить. Чаще всего отказы связаны с неверным заполнением бланков, поэтому в большинстве случаев решить проблему можно. Если повторно вы направите заявление в течении 3-х месяцев, то оплачивать пошлину снова не придется.
Если причина отказа неисправима, но вы считаете её незаконной - всегда есть право обжаловать отрицательное решение ФНС в судебном порядке.