Переход на типовой устав
1.В чем отличия ТУ от индивидуальных уставов
В списке типовых уставов - 36 разных версий, специально подготовленных под потребности большинства ООО. Такие уставы отличаются от персональных рядом особенностей:
- Состоят из обобщенного, обезличенного текста, в котором нет сведений о конкретной компании, количестве учредителей, размере уставного капитала, адресе и пр. Это голые нормы закона, определяющие работу компании.
- ТУ не нужно отдавать на юридическую проверку. При утверждении, Минэкономразвития обеспечило соответствие ТУ нормам закона. А персональный устав всегда нуждается в проверке юристами.
- Все образцы ТУ хранятся в свободном доступе в интернете: их всегда можно скачать в случае утери или порчи документа. При подаче заявления на смену устава, ТУ даже не потребуется распечатывать.
- Если вы решили сменить устав на типовой, учтите: исправить текст или внести дополнения в него не получится. Придется соглашаться с действующими нормами и теми, которые может впоследствии внести Минэкономразвития - ведомство вправе менять ТУ, как автор.
- В случае изменения сведений об Обществе, например - смене юр. адреса, перераспределении долей, назначении другого человека на пост директора, вносить изменения в устав не придется. Достаточно будет подать форму Р13014, чтобы отразить измененные данные в ЕГРЮЛ.
- Выбор в пользу ТУ - добровольный, компания принимает решение сама, на каком уставе ей будет удобнее работать.
2. Стоит ли компании менять устав на ТУ
Компании, которые вставали на учет в ФНС с индивидуальным уставом, также имеют возможность смены устава на типовой. Однако предварительно нужно убедиться, что компания сможет работать на ТУ, и ограничения к ней не относятся. Учтите такие моменты при рассмотрении возможности смены устава:
- Компании с советом директоров и/или ревизионной комиссией работать по ТУ не смогут.
- Единственный участник ООО может занять только должность гендиректора: под данную формулировку придется переделать остальные документы компании.
- Компаниям с типовыми формами уставов недоступно использование печати.
- ТУ не подходят ООО, которые ведут лицензируемую деятельность.
- Список способов утверждения протоколов в ТУ ограничен всего двумя вариантами - с помощью нотариуса или с помощью подписей присутствующих на собрании участников. Способ придется выбрать один из данных вариантов.
Если у компании есть персональный устав, но все таки она принимает решение протестировать работу на ТУ, ей необходимо определиться с рядом моментов, влияющих на выбор версии ТУ:
- Будет ли учредителям компании дано право выходить из ООО добровольно. Если нет, тогда покинуть компанию участник сможет через продажу своей доли.
- Потребуется ли получать согласие остальных участников Общества в случае отчуждения доли.
- Потребуется ли наследникам разрешение остальных участников для вступления в ООО.
- Будет ли членам ООО дано преимущественное право на покупку доли, которую один из участников или его наследник решил продать.
- Каким путем будет происходить удостоверение протоколов компании: через нотариуса или с помощью подписей всех учредителей.
- Как будет осуществляться руководство фирмой: один член компании станет гендиректором, все получат равные права или учредители будут принимать решения коллегиально.
Перечисленные критерии в разных комбинациях ответов отличают типовые формы друг от друга. Получается 36 вариаций, из которых компания может выбирать наиболее подходящую. В следующем пункте предложим пошаговую инструкцию по переходу на типовой устав.
3. Пошаговая инструкция по смене устава на типовой
Если вы окончательно решили переходить на типовой формат устава, вам пригодится наша пошаговая инструкция.
Как изменить устав на типовой:
- На общем собрании учредителей ООО примите решение о переходе на ТУ и конкретном номере устава. Зафиксируйте решение протоколом (если учредитель один - он оформляет решение сам).
- Заполните типовую форму Р13014, указав в ней номер версии ТУ. Распечатывать и заверять ТУ не нужно.
- Подготовленный пакет документов, состоящий из решения и формы Р13014 отправьте в ИФНС тем способом, который будет удобен компании:
- Дистанционно с нашим сервисом, который поможет с подготовкой документов и по ЭЦП передаст данные на регистрацию.
- Отправьтесь в ИФНС лично, записавшись на прием.
- Воспользуйтесь услугами МФЦ.
- Обратитесь за помощью нотариуса, у которого есть услуга передачи документов в налоговую со своей цифровой подписью.
- Убедитесь, что заявление рассмотрено. Уведомление поступит по электронному адресу, указанному в заявлении Р13014. Если нужны распечатанные документы с результатом, потребуется заранее поставить в заявлении соответствующую отметку.