Как ликвидировать ИП без сотрудников в 2024 году
Ликвидируйте ООО онлайн — новый сервис

Как ликвидировать ИП без сотрудников

Процесс завершения предпринимательской деятельности может вызвать много вопросов, поскольку любой регистрационный момент предполагает свою последовательность действий и характеризуется особыми нюансами.
В статье:
  1. Шаги до этапа ликвидации
    1. Погашение задолженности по налогам, взносам, договорам с партнерами
    2. Отчет с накопителя фискальных данных
    3. Расторжение договора на банковское обслуживание
  2. Пошаговая инструкция по ликвидации ИП без штата
    1. Формирование пакета документов и госпошлина
    2. Подача данных о закрытии ИП в налоговую
    3. Уведомление о прекращении деятельности
    4. Декларация по упрощенному налогу

Чтобы закрыть бизнес, недостаточно одного заявления! Иногда требуется оплаты пошлины, всегда - отчетность, погашение взносов и налогов, закрытие кассы и банковского счета. Если предприниматель работал не один, то к списку задач прибавятся мероприятия по расторжению трудовых отношений и дополнительная отчетность.

Разумеется, закрыть ИП без сотрудников в разы проще, но важно действовать поэтапно. Как именно - опишем в пошаговой инструкции.

1. Шаги до стадии ликвидации

До того как закрыть ИП без работников, предпринимателю нужно совершить несколько предварительных шагов. Соблюдение рекомендованной последовательности позволит избежать неприятных последствий, среди которых могут быть штрафы, пени и судебные разбирательства. Ниже описано, что нужно сделать до того, как уведомить ФНС о ликвидации.

1.1 Уплата налогов, взносов, долгов партнерам

Двойственный статус предпринимателя, который одновременно является и физическим лицом, обязывает его нести ответственность за свои долги вне зависимости от периода, когда они возникли. Если у ИП останутся финансовые обязательства после ликвидации, они не спишутся, а перейдут на физическое лицо. Эта особенность законодательно дает право предпринимателям закрываться с долгами, но - задолженность все равно придется возвращать, соблюдая установленные сроки. В противном случае последует начисление неустоек, пени, а заинтересованные в получении долга лица могут инициировать судебное разбирательство. Поэтому, мы рекомендуем соблюдать правила, описанные ниже:

  • Уплатите страховые отчисления в фонды не позже, чем через 15 дней после снятия с учета. Сумму рассчитайте пропорционально дням, отработанным в статусе предпринимателя.
  • При закрытии ИП на УСН без работников, уплатите налоги до 15 числа следующего месяца. Если работаете на ЕСХН - правила такие же.
  • Для ликвидации ИП на патенте без сотрудников оплатите ПНС до закрытия. Такие правила продиктованы условиями патента.
  • С кредиторской задолженностью рассчитайтесь в сроки, о которых договорились с партнерами в договоре. В этом случае досрочную оплату осуществлять не придется.

Чтобы исключить судебные разбирательства и неустойки в случае отсутствия денежных средств, попробуйте достичь компромисса с налоговой или контрагентами. Часто налоговая служба предоставляет бизнесменам в сложном финансовом положении отсрочку по уплате налогов, а партнеры входят в положение и меняют срок погашения по договору.

Особенность: Кроме кредиторской задолженности, в процессе работы ИП, могли остаться и дебиторские долги. Их ИП вправе требовать в том же порядке, как его долги требуют кредиторы. Даже став физ.лицом, бывший предприниматель не потеряет право на возврат дебиторской задолженности!
Читайте также:

1.2 Отчет с кассового накопителя

Закрытие кассы - это односторонний процесс. Предпринимателю не нужно подавать особые заявления, налоговая самостоятельно снимет устройство с учета при ликвидации. Однако не забудьте, что нужно заранее подать отчет с накопителя фискальных данных! Запоминающее устройство в кассовом аппарате хранит информацию обо всех операциях - эти сведения нужны налоговой, также отчет подается оператору фискальных данных.

Владельцам новых смарт-терминалов проще: такие устройства позволяют автоматически снять отчет и отправить в ФНС. Но если у вас была автономная касса, придется везти накопитель в инспекцию или сервисный центр, для считывания данных.

Важно: Срок хранения фискального накопителя после ликвидации ИП составляет 5 лет. В этот период налоговая вправе запросить сведения для проверки по операциям прошлых периодов.
Приняли решение закрыть ИП?
Наш сервис поможет вам в прекращении деятельности: у нас вы сможете автоматически сформировать необходимые документы для обращения в налоговую инспекцию. Подать готовые документы можно как самостоятельно, так и онлайн с нашей помощью - выбирайте подходящий вариант!

1.3 Расторжение договора с банком

Даже если вы давно не пользовались расчетным счетом и на нем нулевой остаток - вы обязаны расторгнуть отношения с банком. В большинстве случаев, это можно сделать дистанционно, но о нюансах такого процесса лучше проконсультируют представители вашего банка.

Напоминаем, что нужно сделать это до подачи заявления. Во-первых, так вы избежите взимания абонентской платы за обслуживание со стороны банка, во–вторых - со стороны налоговой не появятся претензии. Они могут возникнуть, если после снятия с учета, по вашему счету пройдет какая-либо операция поступления - для ФНС это равно осуществлению незаконной коммерческой деятельности.

Напомним, что прекращение деятельности ИП - не повод беспокоиться о получении дебиторской задолженности: вы вправе потребовать ее оплаты и не имея расчетного счета.

2. Пошаговая инструкция по закрытию ИП без сотрудников

2.1 Формирование документов и уплата госпошлины

Подготовка документов для ликвидации ИП может стать самым простым или самым сложным этапом. Вам не нужно собирать много документов, по сути, основным является заявление на бланке Р26001. Сложность заключается в необходимости правильно его подготовить, соблюдая все нормы и требования налоговой. Для ФНС важно, чтобы документы заполнялись определенным шрифтом, с соблюдением правил переносов, с верными сокращениями. Если предприниматель не придерживается всех норм, его заявление отклоняют, а ИП не закрывают. Подготовить форму Р26001 самостоятельно вы можете с нашим сервисом - он автоматически заполняет заявление на ликвидацию, соблюдая все требования ФНС.

Дополнительно к заявлению могут потребоваться:

  • Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины 160 рублей. Этот взнос предусмотрен только при подаче документов в бумажной форме, когда ИП сам приносит заявление в инспекцию, подает его через представителя или отправляет почтой. Если вы выбираете онлайн-подачу, то освобождаетесь от уплаты пошлины.
  • Паспорт пригодится, если вы планируете лично посещать МФЦ или отделение инспекции. Он потребуется для удостоверения личности, нужно взять оригинал.
  • Паспорт и доверенность от нотариуса должен взять с собой представитель, которому поручается подать документы за индивидуального предпринимателя.
Важно: Чтобы подать заявление Р26001 с помощью доверенного лица или по почте, нужно заранее посетить нотариуса и заверить подпись ИП на документе. Если же вы самостоятельно посещаете МФЦ или ИФНС, то вашу подпись лично заверит принимающий документы сотрудник.
Пригодится для закрытия ИП:

2.2 Подача сведений о закрытии ИП в налоговую

Налоговая примет документы на ликвидацию ИП любым удобным для вас способом:

  • Онлайн от нашего сервиса, который сам подготовит заявление, избавит от ошибок, очередей, уплаты госпошлины.
  • Лично в налоговой инспекции или МФЦ с распечатанными бланками, или через представителя.
  • Доставкой курьером, или ценным письмом по почте.
  • Удаленно через нотариуса, в рамках платной услуги отправки документов по его ЭЦП.
Ликвидация ИП без посещения налоговой
С нашим сервисом вы можете пройти ликвидацию ИП дистанционно - без очередей, нотариусов и без вероятности отказа из-за ошибок. Мы поможем вам сэкономить время - с нами закрытие ИП займет всего 15 минут!

2.3 Подтверждение прекращения деятельности

Налоговая служба уведомит предпринимателя об исключении из реестра через 5 дней после получения документов. Если ликвидация пройдет успешно, на электронную почту ИП придет лист записи ЕГРИП, а если у ФНС появится причина для отказа - она будет описана в уведомлении.

Свою электронную почту ИП указывает в форме Р26001, в поле выбора варианта уведомления. При необходимости, в заявлении можно сделать отметку о выдаче документов в бумажной форме и забрать по месту подачи распечатанный лист записи ЕГРИП. Они и являются доказательством того, что ИП закрыто.

2.4 Декларация по упрощенному налогу

Последним этапом при закрытии ИП на УСН без работников будет подача налоговой декларации.

В законе не сказано, когда именно предприниматель должен подать закрывающую отчетность в налоговую, но из разъяснений уполномоченных органов можно сделать вывод, что крайняя дата совпадает со сроками уплаты налогов по УСН. Так, из письма Минфина следует, что ИП при ликвидации должны сдать отчетность до 25 числа месяца, следующего за датой снятия с учета.

Важно: вне зависимости от того, получал ли предприниматель доход в прошедшем году, он обязан сдать декларацию по УСН. При отсутствии дохода декларация будет нулевая.
Подготовьте заявление для закрытия ИП правильно
Даже если вы не планируете онлайн подачу, вам пригодится наш сервис для правильной подготовки заявления Р26001, вместе с которым вы получите подробную пошаговую инструкцию по подаче документов в налоговый орган. Это быстро и удобно.